Главная » Файлы » Мои файлы

Классный час "По дороге добра, по улице милосердия..."
[ Скачать с сервера (25.5 Kb) ] 16.06.2017, 09:52

Тема: «По дороге Доброты, по улице Милосердия…»

Направление: духовно-нравственное

Школа: МБОУ "СОШ № 5 им. А.Н.Лавкова" г. Сорочинска

Класс: 3 "Б"

Учитель: Агаркова О.В.

Дата: 15.03.2017г.

Цель: способствовать совершенствованию представлений об общечеловеческих ценностях и нравственных качествах человека.

Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

· определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

· ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

Познавательные УУД:

· извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков);

· строить речевое высказывание в устной форме;

· делать выводы на основе анализа объектов;

· осуществлять синтез, составлять целое из частей.

Регулятивные УУД:

· определять цель деятельности на занятии;

· оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

· принимать и сохранять учебную задачу;

· планировать свои действия.

Коммуникативные УУД:

· слушать и понимать других;

· строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

· оформлять свои мысли в устной форме;

· договариваться о правилах общения и поведения.

 

До занятия заполняется «Карта настроения». Игра «Мое настроение» (на столе лежат карточки - «солнышко» и «тучка», на доске висит «Небо нашего настроения»).

Класс украшен: воздушные шары, на стенах пословицы о добре, карта путешествия, выставка рисунков детей

-Добрый день ребята, присутствующие гости! Я очень рада вас всех видеть! У нас сегодня очень ответственное занятие – мы сегодня будем говорить о важном богатстве для человека, а о каком вы скажете мне чуть позже. А сейчас я попрошу всех встать в ресурсный круг.

Упражнение «Приветствие». Поприветствуем друг друга, говоря соседу справа по кругу слова: «Я так ряда видеть тебя, (имя ласковое). Говорим только имя независимо от того, кто рядом, взрослый или ребёнок. Начинаем с ведущего.

- Я посмотрела, с каким настроением вы сегодня пришли. И чтобы оно у нас немножко улучшилось, чтобы стряхнуть все грусти и печали, да просто расслабимся - проведём следующее упражнение.

- Кто самый лучший, преданный друг человека? Правильно, собака! Поэтому наше упражнение называется… «Мокрая собака»

Цель: снять психоэмоциональное напряжение, создать позитивную атмосферу.

Ведущий предлагает участникам представить следующее: «Вы мокрая собака, вышедшая из воды. Сейчас стряхните воду с головы, теперь с правой лапки, с левой, с задних лапок, по всему телу». Упражнение можно повторить несколько раз.

- Ну вот мы немножко встряхнулись, подняли настроение и я вижу, что вы готовы отправится со мной в путешествие. Присядьте сейчас на свои стульчики.

Наше занятие как я уже говорила, посвящено качеству, без которого человек не может быть человеком. Вам предлагается прослушать отрывок из песни и постараться догадаться, о каком качестве идет речь?

Звучит песня "Всех добрее и дороже в этом мире доброта"

(слушаются ответы детей, затем дети читают стихи)

1ученик:

Слово это серьезное, главное, важное.

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

2.ученик:

В нем забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти

Вновь и вновь.

3 ученик:

Это качество

В сердце у многих живет.

И о боли других позабыть не дает.

Учитель:

И оно поважней,

Чем лица красота.

Догадались, что это?

Сердец ….(доброта – хором)

Сегодня мы будем говорить о доброте. Что означает это слово?

Учитель обобщает: Доброта- это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Какого человека мы называем добрым? (ответы детей)

- А чем отличается «добрый» от «добренького»?

И наше занятие я назвала так: «По дорогам Доброты, по улицам Милосердия…». Какие задачи мы можем поставить перед собой? (рассмотреть эти понятия и увидеть, как тесно они взаимосвязаны)

- Ребята, как вы представляете, что такое доброта? (Ответы детей).

  • словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

Как вы думаете, где живёт доброта? (Ответы детей).

Чтобы представить, вспомните свою маму, ведь она и является олицетворением добра. Послушайте стихотворение Л.Николаенко.

 

Ученик. В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час,

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты.

Что от этой доброты

Приживаются цветы,

Рыбки, ёжики, птенцы?

Я тебе отвечу прямо:

Это мама, мама, мама!

Первый шаг к доброте - это доброе слово. Вспомним волшебные слова вежливости. (ответы детей)

Учитель: Доброта и теплые, ласковые слова согревают нас.

Любой из нас может сказать другому много добрых и хороших слов. А как приятно их слушать! Сразу становишься от этого добрее.

- Мы продолжаем наше путешествие и оказываемся на улице Милосердия.

Предлагаю внимательно послушать и посмотреть одну притчу. А кто знает, что такое притча?

(Краткий, поучительный рассказ)

Просмотр мультфильма "О простом поступке"

-Давайте поразмышляем о том, чем этот сюжет привлёк наше внимание.

- Расскажите о главном герое. Какой он?

- Что ему подарила мама?

- Что сделал мальчик с ее подарком?

- А какое должно быть сердце у этого мальчика?

- Как можно назвать одним словом эти качества. ( Милосердие).

- Как вы понимаете, что такое милосердие?

Дети: Милосердие…

- Милое сердце;

- Доброта, сострадание.

- Всевозможная помощь;

- Добрые поступки;

- Когда помогаешь другим, ничего не требуя взамен.

Милосердие в словаре Ожегова означает готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

- А кто ребята заботится о вас?

- Каждый ли способен на милосердие? А в чём это проявляется? ( В заботе о животных, больных людях).

- Какого человека перед собой представляете? ( ласкового, доброго, щедрого, с добрым сердцем и т д.). Это люди, имеющие сердце, которые способны миловать, жалеть. Милосердный человек забывает о всех своих проблемах, он помнит только об одном: нужно помочь тому, кому нужно.

  • путешествие продолжается. Вам надо ответить на вопросы. Сейчас я буду называть различные поступки и качества человека. Ваша же задача определить, хорошо это или плохо. Если хорошо – вы хлопаете в ладоши, если же плохо – опускаете руки, прячете за спину и отрицательно качаете головой. Все понятно? Тогда слушайте внимательно:

 

быть ленивым; прилежно учиться; уважать старших; ссориться; быть вежливым, не умываться, беречь природу и охранять ее, не слушаться родителей;. делиться тем, что у тебя есть; обижать других; брать чужое без разрешения; защищать того, кто слабее; спать на уроках; помогать друзьям в беде; отнимать игрушки и другие вещи у слабых; любить родителей.

Вижу, вы знаете, как должен поступать добрый человек.

Путь к доброте - нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования добра и зла. Научиться быть по настоящему добрым трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих поступках.

Я прочитаю вам два отрывочка, а вы внимательно их послушайте.

  1. Вот спускается по лестнице девочка с больными ногами. Сзади идут ещё девочки и торопят её: «Ну, коряга, давай иди скорее!»
  2. В угол вжался черноволосый первоклассник, глаза которого , сильно увеличены очками, полны отчаяния. А трое его одноклассников показывают на него пальцами и орут: «Косой Чучмек! Чурка! Косой!»

-Что вы думаете о девочках на лестнице?

- О тех первоклассниках?

-Какие они люди?

- А как бы вы поступили на их месте?

-Какое желание возникло у вас по отношению к обиженным ребятам? /Не появилось ли у вас желание помочь им, оградить от обиды?

Это значит, вы способны проявить милосердие.

Как вы думаете когда, в каких случаях нужно проявлять милосердие?

Нам не стоит забывать золотое правило нравственности: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

- Ребята, пришло время применить наши знания на практике. Предлагаю вам поработать в группе. Каждая группа получит задание.

1 группа.

- Наша жизнь как долгая дорога с перекрёстками, мы бредём по этой дороге встречая на своём пути людей. И люди эти разные. Перед вами положительные и отрицательные качества характера. Выберите из них те, которые вам хотелось бы видеть в людях, встречающихся на вашем жизненном пути. Наклейте их на нашу карту.

(Аккуратный , доброжелательный, вежливый, грубый , неучтивый , умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый, помогает в беде, часто ссорится, вспыльчивый, скромный, общительный, ласковый, весёлый, счастливый, наглый, внимательный, жадный, крикливый .)

2 группа. (слайд)

Достается недешево

Счастье трудных дорог,

Что ты сделал хорошего,

Чем ты людям помог?

Иль под снежной порошей

Жизнь спасаешь кому?

Делать людям хорошее -

  • самому. (И. Кучин)

- Как вы понимаете слова: «делать людям хорошее - хорошеть самому». (Совершать добрые поступки. Помогать. Утешить словами. Поддержать.)

2 группа подготовила небольшое сообщение о добрых поступках, которые мы можем совершать каждый день.

Слова выступающих.

1. Что такое доброта?

Вымыть миску у кота,

Напоить водой цветок

(Он ужасно одинок).

Грусть лечить любви словами,

Помогать усталой маме.

 

2. Папе тоже помогу

Снег лопатой погребу,

Котенка с дерева сниму

И пельменей налеплю.

 

3. Без работы не сидим,

Чистоту наводим:

То включаем пылесос,

То мукой напудрим нос!

 

4. Вместе с другом кормим птичек:

Снегирей, клестов, синичек.

Зёрен им насыплем вволю,

Будут птицы все довольны.

 

5. А сколько братьев наших меньших

Защиты ждут, заботы, доброты!

Мы можем лаской их утешить

И подарить немного теплоты.

 

6. Пускай исчезнет в мире зло

И навсегда уйдут напасти.

Дарите радость и добро,

Желаем искренне всем счастья!

 

 

3 группа.

Ах, как добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались сами.

А может не слова - дела важны?

Дела - делами, а слова - словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

  • они другим необходимы.

Как много вы знаете добрых слов, запишите их на лепестках этого цветка!
Идет обсуждение выполнения заданий.

- Молодцы, посмотрите, сколько добрых слов вы знаете, сколько добрых дел вы совершили. Но я знаю, что в вашей жизни будет еще огромное количество добрых поступков!

-Счастливым себя чувствует тот человек, который делает добро другим.

- А как вы думаете, чего на Земле больше добра или зла? (ответы)

Это помогут нам узнать вот такие волшебные весы. На одну чашу весов мы будем складывать «зло» (таблички с надписями Зависть. Жадность, Грубость, Предательство, Война, Ложь,)

- Чтобы победить зло, надо постараться перевесить чашу весов с «добром». Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили и по капельке положим их на чашу весов с добром (по очереди). Гости тоже нам помогают.

- Вот видите, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

О добре и милосердии можно много и красиво говорить. Но от красивых слов не будет пользы, если слова будут оставаться словами. Настоящая доброта – деятельная, т. е. надо поступать так, чтобы всем рядом с тобой было хорошо.

Встаньте все в круг. Упражнение «Выбрось!»

У каждого в жизни были обиды, злоба, беспокойство. Кто-то, может быть, это испытывал даже сегодня или даже сейчас. Давайте соберём в кулачки всю злобу, все обиды, плохое настроение, крепко-крепко сожмём кулачки и выбросим. Посмотрите друг на друга, у нас у всех хорошее настроение, мы все счастливые и весёлые. Давайте ласково друг другу улыбнёмся и будем такими весёлыми и жизнерадостными каждый день.

 

- Ребята, посмотрите, у нас есть разноцветные шарики, которые символизируют качества человека. Выберите тот шарик, который на ваш взгляд является главным качеством вашего сердца (доброта, равнодушие, милосердие).

 

- А как вы думаете, где находятся сад доброты и милосердия у человека? Конечно, в сердце. Сейчас мы будем сеять вокруг себя добро и подарим нашим гостям частички своих теплых сердец. Пусть ваша доброта согревает их каждый день!

Милосердный человек – счастливый человек. Пусть каждый из вас будет лучиком тепла и света, и всегда придет на помощь другому человеку. Не ждите вознаграждения. Идите и делайте добро.

Добро – это ты!
Добро – это я!
Добро – это целая наша Земля!
Добро – это праздник в семье,
Добро – это песня ручья по весне,
Добро – это радости море и смеха,
Добро – это также прекрасно, как лето!
Когда мама с папою рядом – добро!
И люди идут, улыбаясь в метро,
Ну, в общем, добро – это что-то такое,
Что объяснить не в силах порою

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: specialist
Просмотров: 109 | Загрузок: 22 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0