Главная » 2017 » Июнь » 16 » Воспитание доброты
09:49
Воспитание доброты

Воспитание доброты в детях

 

 

К теме духовно-нравственного воспитания я обратилась неслучайно. Это определено тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

В такое сложное время, когда происходит множество перемен, общество испытывает острую нужду в таких ценностях как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность, - просто необходимо вернуться к нравственным правилам, составляющим моральное достояние человеческой души. С возрастом дети будут замечать внутри себя борьбу добра со злом, у них начнёт говорить совесть. А совесть и есть основа общечеловеческой нравственности, из которой вытекают все правила поведения.

Семья в духовно-нравственном воспитании ребенка играет важнейшую роль. Вот что отвечали мне дети на вопрос, что значит для вас семья: «Семья — самое главное в жизни для каждого из нас», «Семья — это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья», «В семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению».

Действительно, семья — это первая и самая важная ступень в жизни человека. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Одна из составляющих духовно-нравственного воспитания - это доброта. В толковом словаре С.Ожегова понятие «доброта» раскрывается так: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Доброту в детях необходимо воспитывать целенаправленно, непрерывно, настойчиво. «Доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Всё хорошее в природе – от солнца, а всё лучшее в жизни – от человека». Это слова М.Пришвина.

Пока существует эта планета, именно Доброта будет безусловным признаком человеческой сущности и гарантией его будущего на нашей, такой неповторимой и такой малой частице вселенной.

А будущее наше - это наши ДЕТИ.

…. Именно в детстве делается посев добра.

Знаменитый Василий Александрович Сухомлинский говорил:

….Добрый ребёнок не сваливается с неба. Его надо воспитывать.

Из опыта своей работы знаю, что большинство детей младшего школьного возраста правильно понимают, что такое доброта и как должен поступать добрый человек. В этом легко убедиться, организовав элементарный опрос. (видео)

Даже выбрав богатство, дети все равно понимают, что им нужно распоряжаться правильно, опираясь на свои свои моральные качества.

Но не всегда, к сожалению, поступки детей оказываются добрыми. Даже те дети, которые правильно раскрывают понятие доброты, могут совершить недобрый поступок. Задача педагогов и родителей заключается в том, чтобы воспитывать у детей потребность совершать добрые дела, потребность быть добрыми.

Добро должно быть деятельным, сильным. Нужно объяснить детям, что доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие. Слабый человек часто бывает добрым лишь на словах и оказывается бездеятельным в поступках.

Существует три уровня доброты. Первый уровень доброты – пассивная доброта. Человек никогда не ударит слабого и беззащитного, не заденет самолюбия другого. Но он спокойно проходит мимо зла, несправедливости и не торопится совершить добро. Это сродни равнодушию. Второй уровень доброты – доброта активная. Здесь человек уже совершает добрые поступки, но все же мимо зла по тем или иным причинам проходит. Здесь может оказаться, что добро другим делалось этим человеком ради своей личной выгоды. Важно как можно раньше распознать это и принять меры.

И наконец, третий уровень – доброта созидательная. По настоящему добрым считается тот, кто защитит слабого, поможет в беде, кто способен бороться с любым проявлением несправедливости. Это самое ценное качество. Родители должны приложить все свои усилия на воспитание у ребенка именно такой доброты. Должны научить детей ненавидеть любое проявление зла и равнодушия.

Приоритет в воспитании доброты остаётся за семьёй. Поэтому в первую очередь перед родителями стоит задача научить ребенка чувствовать и понимать другого человека, относиться к нему как к самому себе. Крупицы доброты есть в каждом, надо только постараться развить это качество.

Мною было проведено анкетирование воспитанников нашего класса, в ходе которого выяснялся микроклимат в семье. Для проведения исследования детям было предложено определить свои чувства, с которыми они приходят домой. Припомнить чувства, с которыми они вспоминают домашние дела в школе. Как чувствуют себя в выходные дни и по вечерам. В общем, вспомнить всю семейную жизнь. Какими чувствуют себя чаще всего?

По результатам можно отметить следующее:

1. Общее состояние детей в семье оказывается положительным.

2. Отмечается некоторая напряженность и озабоченность которая вероятно связана с какими-то домашними делами или обязанностями.

  • целом дети в семье чувствуют себя ХОРОШИМИ в контексте оценивания их родителями («ты, у меня хороший, замечательный, умный» и т.д.).

Чтобы воспитать ребенка добрым, необходимо, чтобы он постоянно сам ощущал проявление доброты со стороны окружающих его взрослых. Ребенок должен стать свидетелем того, как вы уступаете, а не наступаете. Как вы отдаете, а не захватываете. Как вы выслушиваете, а не кричите. Как делитесь, а не прячете. По возможности нужно объяснять, почему вы поступаете так, а не иначе. Итак, взрослые сами должны совершать хорошие поступки, делать добрые дела, потому что дети учатся доброте у нас.

Доброта проявляется в любви к окружающей природе, к растительному и животному миру. Надо учить детей жалеть всё живое, будь то собака, птичка или маленькое насекомое, большое дерево или хрупкий полевой цветок. И учить не просто словом, а прежде всего своим примером.

Человек живет, постоянно общаясь с другими. Надо научить детей общению. Если родители хотят видеть своих детей добрыми и великодушными, они должны постоянно доставлять им радость общения, радость совместного труда и совместного отдыха. Родители должны научиться владеть собой, должны быть требовательны и строги к детям, но одновременно добры и внимательны.

Я предлагаю вам тест “Какие вы родители?”

Поставьте себе, отвечая на вопросы, по 2 балла за каждый положительный ответ, по одному баллу за ответ “иногда”. Отрицательный ответ не принесет вам ни одного балла.

  1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
  2. Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным делам?
  3. Интересуются ли дети вашей работой?
  4. Знаете ли вы друзей своих детей?
  5. Бывают ли друзья вашего ребенка у вас дома?
  6. Участвуют ли ваши дети вместе с вами в хозяйственных делах?
  7. Есть ли у вас общие занятия и увлечения?
  8. Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?
  9. Предпочитают ли дети, чтобы во время детских праздников вы были вместе с вами?
  10. Бываете ли вы вместе с детьми в театрах, на выставках, концертах?
  11. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?
  12. Обсуждаете ли вы с детьми телепередачи?
  13. Участвуете ли вы в экскурсиях, походах, прогулках?
  14. Предпочитаете ли вы проводить с детьми свободное время?

Подведем итоги:

  • Если вы набрали более 20 очков, то у вас все благополучно в общении с детьми.
  • Если в результате получилось по 10-20 очков, то вам необходимо подумать, что можно изменить.
  • При результате ниже 10 очков можно констатировать, что контакт с детьми у вас не налажен.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наверное, нам всем, и родителям и учителю, есть над чем задуматься, поработать, чтобы наказание и поощрение не пошли во вред ребенку, не сделали его равнодушным, послушным внешне, замкнули его душу, сделали эгоистом, признающим только материальное.

Отклик детского сердца на добро и зло окружающего мира – это одна из самых тонких сфер духовной жизни личности, где сливается и личное, и общественное, рождаются и утверждаются нравственные убеждения. Ребенок должен видеть мир не только глазами, но и сердцем. Ни в коем случае не навязывая, а только советуя, я вам предлагаю несколько советов:

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не думай, что ребенок принадлежит только тебе.
  3. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, это необратимый закон благодарности.
  4. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
  5. Не относись к его проблемам свысока, тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его ноша тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может и больше. Потому что у него еще нет привычки.
  6. Не унижай.
  7. Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучься – если можешь и не делаешь.
  8. Помни – для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
  9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
  10. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

Свою лекцию я закончу стихотворением Сильвы Капутикян.

Сыну.

Ты не отличник, мой мальчик, нет,
Домой не приносишь грамот – наград,
И другие матери мне в след
С доброй завистью не глядят.
Я в глубине твоей вижу, сынок,
Под шероховатой и грубой корой,
Чистое золото, ясный поток,
Душа твоя светлая бьется порой.
Может, звездой тебе не блеснуть, -
Званий не будет, талантов нет,
Но сердцем раскройся, пускаясь в путь,
Сверкни и людям отдай свой свет, -
Будь человеком, мой мальчик, будь!…

Приятно было с вами встретиться, обсудить важную проблему, помочь вам. Спасибо. До новых встреч!

 

Просмотров: 527 | Добавил: specialist | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0